- University of Novi Sad
УДК: 504.75
Статья поступила: 27.12.2007
Реферат:
Рост сильно коррелирует со многими антропологическими характеристиками, а следовательно, может рассматриваться в качестве самого простого и быстрого индикатора развития, физического статуса и состояния здоровья человека и населения. Рост, зафиксированный на каждом этапе онтогенеза, является результатом влияния как эндогенных, так и экзогенных факторов.
Целью данной работы является определение роста в различные периоды времени с целью оценки влияния внешних факторов на рост в определенные этапы онтогенеза.
В соответствии с рекомендациями IBP исследование проводилось в дошкольных учреждениях (1971 и 2001 гг.) и в школах (1971, 1981, 1991 и 2001 гг.).
Показатели роста в вышеупомянутые периоды времени были неодинаковые, что, вероятно, является следствием изменений в условиях жизни. Валовый внутренний продукт и нацио-нальный доход росли до 1980 г., а ситуация в стране оставалась стабильной до 1989 г. В 1990 г. начался экономический и политический кризис, повлекший за собой ухудшение условий жизни.
В течение 30-летнего периода не было зафиксировано изменений в росте мальчиков дошкольного возраста, в то же время у девочек-дошкольниц были отмечены изменения на нижней границе роста (0,34 см за десятилетие). У младших школьников не было выявлено изменений за период 1991–2001 гг., но в более старшей группе 11–14 лет наблюдалась задержка роста. Выявленный застой и отставание, вероятно, являются следствием ухудшения жизненных условий. А именно дети этого возраста родились в период материального и духовного кризиса, бедности, экономических санкций и НАТОвских бомбардировок. Полученные результаты свидетельствуют, что ухудшение условий жизни тормозит рост и развитие детей дошкольного и школьного возраста до 15 лет.
|